Современные решения для производства электроники

Изменение настроек среды проектирования Design Explorer 99 SE

Потапов Ю.В.

Среда проектирования Design Explorer системы Protel 99 SE является полностью настраиваемой оболочкой, допускающей перемещение и переконфигурацию всех существующих, а также создание новых панелей инструментов, меню команд и горячих клавиш.

Если пользователь хочет создать новую панель инструментов, добавить дополнительный пункт в меню команд, определить новую горячую клавишу, то он прежде всего должен осознать смысл понятий ресурсы и процедуры.

Понятие ресурсов

Внутри среды проектирования Design Explorer пользователь может производить различные операции, например, открытие и закрытие документов, их редактирование, генерацию вторичных документов на их основе. Все эти операции выполняются соответствующими процедурами, которые инициируются в рамках среды проектирования с помощью меню команд, панелей инструментов и горячих клавиш. Все эти механизмы попадают под понятие ресурсов среды проектирования Design Explorer.

Все ресурсы среды проектирования являются полностью настраиваемыми. Пользователь может добавить кнопку на панель инструментов, реорганизовать меню команд и задать собственные горячие клавиши в любой момент времени.

Всего в системе Protel 99 SE имеются три типа ресурсов: меню команд, панели инструментов и горячие клавиши. При первоначальной инсталляции их конфигурация задается по умолчанию и сохраняется в специальном общем файле определения ресурсов Client99SE.rcs, расположенном в папке Windows. Любые изменения настроек, сделанные пользователем, сохраняются в этом файле. В любой момент времени пользователь может вернуться к установкам по умолчанию.

 

Меню команд

Все меню команд системы Protel 99 SE организованы по образу и подобию любых других приложений системы Windows. Это означает, что все стандартные операции, такие как открытие и закрытие файлов, вырезание и вставка объектов, вывод документов на печать, будут выполняться одинаково во всех редакторах системы. Такой подход делает работу в разных редакторах системы чрезвычайно эффективной.

Всплывающие меню команд

В среде Design Explorer имеются специальные горячие клавиши, предназначенные для быстрого вызова всплывающих меню во время работы с каким либо графическим редактором, когда использование мыши невозможно или затруднено. Например, при нажатии клавиши F в редакторе принципиальных схем появляется всплывающее меню команд File, при нажатии клавиши T — меню команд Tools. Такой подход позволяет значительно ускорить работу разработчика, за счет быстрого и удобного доступа к командам меню и подменю через клавиатуру. Горячая клавиша вызова всплывающего меню задается при редактировании меню команд в специальном текстовом поле как буква в фигурных скобках { }.

Панели инструментов

Панели инструментов могут быть прикрепленными к любой стороне окна Design Explorer или располагаться в любом удобном месте. Можно без труда изменить существующую или создать новую панель инструментов, связав с кнопками любую из доступных в настоящий момент процедур. Пример создания пользовательской панели инструментов будет приведен несколько позже.

Горячие клавиши

Каждый редактор документов системы Protel 99 SE имеет как минимум один набор горячих клавиш. Разумеется, этот набор может быть отредактирован, и в него могут быть добавлены новые горячие клавиши. При назначении горячих клавиш, следует помнить, что они могут совпасть с уже существующими настройками всплывающих меню. В этом случае настройки горячих клавиш будут иметь больший приоритет, чем всплывающие меню.

Горячие клавиши могут быть заданы одиночными, так и комбинациями с использованием функциональных клавиш CTRL, SHIFT и ALT.

Установки ресурсов по умолчанию

Установки ресурсов каждого сервера по умолчанию определяются в специальном файле с расширением .RCS. Ни один из этих ресурсов не может быть удален из системы, но он может быть легко перенастроен.

В процессе инсталляции системы Protel 99 SE настройки по умолчанию для всех модулей программы загружаются в среду проектирования Design Explorer и сохраняются в общем файле описания ресурсов. Пользователь может изменить и сохранить настройки в любой момент работы над проектом.

Сброс всех пользовательских настроек

Пользователь может на свой вкус перенастраивать любые меню команд, панели инструментов и горячие клавиши без каких либо ограничений. Тем не менее, всегда может появиться необходимость вернуться к настройкам ресурсов по умолчанию, что пользователь может сделать в любой момент работы над проектом, выполнив команду меню Client Menu -> Servers. Далее необходимо выполнить двойной щелчок левой кнопкой мыши на иконке нужного сервера и в появившемся диалоговом окне EDA Servers нажать кнопку Defaults. Все пользовательские настройки сервера будут сброшены и возвращены в состояние по умолчанию.

Иногда после выполнения этой операции пользователь может обнаружить, что некоторые из ранее существовавших команд меню исчезли. Это случилось из-за того, что данные команды были введены в меню другими серверами. Например, после сброса пользовательских настроек и восстановления настроек ресурсов по умолчанию для редактора принципиальных схем Schematic Editor из меню команд исчезнут группы команд Simulate и PLD. Восстановить их можно выполнив аналогичную операцию для серверов Sim и PLD.

Изменение настроек ресурсов

Процесс создания пользовательской горячей клавиши, изменения состава меню команд или панели инструментов представляет собой не что иное как изменение настроек ресурсов.

Для того, чтобы изменить настройки ресурсов для активного редактора документов, необходимо выполнить команду меню Client menu -> Customize, после чего появится диалоговое окно Customize Resources (рис 1). При активном листе принципиальной схемы это окно будет содержать список всех ресурсов, доступных редактору принципиальных схем Schematic Editor.

 

Рис 1. Окно изменения настроек ресурсов среды Design Explorer 99 SE.

Выбрать нужный тип ресурсов можно щелкнув на соответствующей вкладке, а нажав на кнопку Menu можно вызвать список команд работы с ресурсами.

С помощью приведенных здесь команд пользователь может:

Удалить ресурс (Delete). Когда выбирается данная команда, система попросит подтвердить удаление выбранного ресурса. Здесь же будет находиться опция Remove from Global Resource Pool, которая разрешает полное удаление выбранного ресурса из системы. Если эта опция останется выключенной, то будет удалена только связь этого ресурса с соответствующим редактором, а сам он из среды проектирования Design Explorer удален не будет.

Дублировать ресурс (Replicate). Эта команда выбирается в случае, если пользователь хочет создать новый ресурс не «с нуля», а лишь несколько видоизменив уже существующий.

Импортировать ресурс из других документов (Import from Other Documents). Эта команда используется, когда необходимо получить доступ к ресурсам, принадлежащим другим серверам или ранее созданным пользовательским ресурсам.

Редактировать ресурс (Edit). Данная команда вызывает семейство диалоговых окон, позволяющих редактировать существующие ресурсы: меню команд, панели инструментов и горячие клавиши.

Назначение выбранному ресурсу нужной процедуры

Для построения нового ресурса необходимо выполнить два обязательных действия:

1. Создать новый ресурс (кнопку на панели инструментов, команду меню или горячую клавишу).

2. Назначить процедуру, которая будет выполняться при обращении к данному ресурсу.

Процесс назначения процедуры не зависит от типа редактируемого ресурса (рис 2). В любом случае появится диалоговое окно, в котором в поле Process надо задать имя и местонахождение нужной процедуры. Для поиска нужной процедуры необходимо нажать кнопку Browse, после чего появится диалоговое окно Process Browser где с помощью фильтра можно отобрать и найти нужную процедуру из всех доступных системе. Для получения интерактивной справки с описанием выбранной процедуры, необходимо нажать кнопку Info, расположенную в окне Process Browser.

 

Рис 2. Назначение процедуры команде меню.

 

Пример создания новой панели инструментов

Имеется два способа создания новой панели инструментов: продублировать и видоизменить существующую панель инструментов или создать ее заново. Приведенный ниже пример показывает процесс создания «с нуля» новой панели инструментов размещения графических примитивов в редакторе чертежей печатных плат PCB Editor.

1. Сделайте активным любой чертеж печатной платы и выполните команду меню Client menu -> Customize.

2. Щелкните в появившемся диалоговом окне левой кнопкой мыши на вкладке Toolbar и выберите команду New во всплывающем меню, вызываемом нажатием кнопки меню, после чего появится окно Toolbar Properties.

3. Впишите в поле Name имя новой панели инструментов «Primitives».

4. Выполните один щелчок левой кнопкой мыши в пустом белом поле в окне и нажмите клавишу INSERT. В поле появится новая кнопка, которой надо назначить нужную процедуру.

5. Выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши на этой кнопке, в результате чего появится диалоговое окно Button.

6. Нажмите кнопку Browse, после чего появится диалоговое окно Process Browser.

7. В выпадающем списке Show Processes for выберите строку PCB.

8. В поле Filter напишите слово «place».

После этого в списке доступных процедур будут отображены все процедуры PCB сервера, начинающиеся со слова place. Обратите внимание, что имя сервера, расположенное слева от имени процедуры и отделенное от него двоеточием, фильтром не рассматривается. Кроме того, в фильтре можно использовать групповые символы подмены * (набор любых символов) и ? (один любой символ).

9. Выберите процедуру PCB:PlaceString и нажмите кнопку OK или выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши на этой процедуре (рис 3).

 

Рис 3. Выбор процедуры из состава сервера PCB Editor.

10. Для обозначения кнопки мы будем использовать уже существующую картинку, адрес которой на диске необходимо указать в поле Bitmap File. Для этого нажмем кнопку Browse, расположенную рядом с этим полем, после чего появится диалоговое окно выбора файла Image File. Все картинки расположены в папке \Program Files\Design Explorer 99 SE\System\Buttons.

11. В поле File Name введите строку «t*.bmp». В окне отобразятся все файлы, имя которых начинается с буквы «t».

12. Выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши на файле TEXT.BMP. Диалоговое окно Image File закроется и мы вернемся в окно Button. Обратите внимание, в нижней части окна экрана появилась кнопка с большой буквой T (рис 4).

 

Рис 4. Создание кнопки на пользователькой панели инструментов.

13. Нажмите кнопку OK, после чего диалоговое окно Button закроется.

14. Повторите шаги 4 — 13 и добавьте на панель еще пять кнопок для процедур, приведенных в таблице ниже.

Имя процедуры             Картинка
PCB:PlaceArc              arc.bmp
PCB:PlaceFill             rect.bmp
PCB:PlaceVia              via.bmp
PCB:PlacePad              pad.bmp
PCB:PlaceTrack            track.bmp

15. Все шесть кнопок будут располагаться на панели в один ряд. Чтобы расположить кнопки в два ряда по три штуки, выделите четвертую кнопку в списке и выполните команду Separator из списка команд, появляющегося при нажатии на кнопку Menu. В списке кнопок появится пустая строка.

16. Чтобы закрыть окно Toolbar Properties, нажмите кнопку Close.

Будет создана новая панель инструментов (рис 5), имя которой появится в списке доступных панелей инструментов в диалоговом окне Customize Resources.

 

Рис 5. Вид созданной панели инструментов в «плавающем» режиме.

17. Чтобы закрыть окно Customize Resources, нажмите кнопку OK.

Теперь в списке ресурсов среды проектирования будет присутствовать новая панель инструментов Primitives, которая будет автоматически связана с редактором чертежей печатных плат.

Понятие процедуры

Функциональные возможности каждого сервера, подключенного к оболочке Design Explorer, реализуются посредством выполнения встроенных в него процедур. Понимание того, как они запускаются и работают, позволит пользователю работать в среде проектирования намного эффективнее.

Понятие процедуры в системе Protel 99 SE ничем не отличается от такового в программировании — это строго заданная последовательность выполняемых программой операций. Некоторые из таких операций могут быть простыми, например, обновление экрана, другие — достаточно сложными, например, прорисовка полигонов.

Любая операция, выполняемая в среде проектирования Design Explorer, управляется определенной процедурой. Если пользователь выполняет команду меню File -> Save, запускается процедура SaveDocument. Выполнение команды меню Place -> Wire, запускает процедуру PlaceWire модуля Advanced Schematic, который дает возможность пользователю интерактивно размещать проводники на листе принципиальной схемы. Выполнение любой команды меню, нажатие кнопки на панели инструментов или горячей клавиши вызывают соответствующую подпрограмму сервера, поэтому их называют пускателями процедур (Process Launcher). Все же выполняемые после этого операции называют процедурой.

Каждая процедура имеет уникальное имя — идентификатор процедуры (Process Identifier), который содержит имя сервера и процедуры внутри него, например, Client:SaveDocument или Sch:PlaceWire.

В справочной системе среды проектирования Design Explorer приведено подробное описание всех существующих процессов. Чтобы вызвать соответствующий раздел справки, необходимо нажать кнопку Info, присутствующую во всех диалоговых окнах, связанных с обработкой процедур.

 

Пример создания новой панели инструментов

Имеется два способа создания новой панели инструментов: продублировать и видоизменить существующую панель инструментов или создать ее заново. Приведенный ниже пример показывает процесс создания «с нуля» новой панели инструментов размещения графических примитивов в редакторе чертежей печатных плат PCB Editor.

1. Сделайте активным любой чертеж печатной платы и выполните команду меню Client menu -> Customize.

2. Щелкните в появившемся диалоговом окне левой кнопкой мыши на вкладке Toolbar и выберите команду New во всплывающем меню, вызываемом нажатием кнопки меню, после чего появится окно Toolbar Properties.

3. Впишите в поле Name имя новой панели инструментов «Primitives».

4. Выполните один щелчок левой кнопкой мыши в пустом белом поле в окне и нажмите клавишу INSERT. В поле появится новая кнопка, которой надо назначить нужную процедуру.

5. Выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши на этой кнопке, в результате чего появится диалоговое окно Button.

Запуск процедуры

Когда пользователь выбирает какой-либо пункт меню или нажимает кнопку на панели инструментов, он запускает некоторую процедуру. Запуск процедуры осуществляется посредством передачи серверу соответствующего идентификатора процедуры, после чего сервер автоматически начинает ее выполнение.

Для передачи серверу идентификатора процедуры используются так называемые пускатели процедур (Process Launcher) или элементы ресурсов: команды меню, кнопки на панелях инструментов и горячие клавиши. Например, для запуска процедуры Sch:ZoomIn могут быть использованы все три перечисленных типа ресурсов.

Все процедуры, выполняемые в среде проектирования, являются параметрическими. Это означает, что в сервер передается не только идентификатор процедуры, но и некоторый набор параметров, определяющий инструкции по выполнению представленных в процедуре действий. То есть, все происходит аналогично тому, как это делается при вызове подпрограммы в программировании.

Рассмотрим процедуру Sch:PlacePart. Когда пользователь запускает эту процедуру, например, выбирая команду меню Place -> Part, появляется диалоговое окно, предлагающее задать имя элемента библиотеки. После ввода имени, появится окно, запрашивающее ввод позиционного обозначения, и лишь после этого выбранный элемент появится в поле редактора схем «приклеенным» к указателю мыши. Вместо того, чтобы указывать имя и позиционное обозначение элемента в упомянутых диалоговых окнах, пользователь может передать серверу эту информацию при вызове процедуры в виде списка параметров.

Для передачи серверу списка параметров надо войти в режим редактирования кнопки и перечислить их в поле Parameters, расположенном окне в окне Button. Например:

Library   имя библиотеки, содержащей нужный компонент. Если библиотека располагается не в стандартной папке, ее адрес требуется указать полностью.

LibReference  имя компонента в библиотеке.

Designator  присваиваемое компоненту позиционное обозначение.

PartType  тип или описание компонента.

Orientation  ориентация компонента, относительно библиотечной.

$Description  текстовая подсказка, появляющаяся при наведении указателя мыши на данную кнопку.

Правила записи списка параметров

Ниже приведен общий вид записи списка параметров процедуры:

parameter1 = value1|parameter2 = value2|parameter3 = value3

Порядок следования параметров в списке произвольный, разделителем является символ вертикальной черты «|» без пробелов вокруг него. Имя параметра может быть указано в как прописными, так и строчными буквами, то есть система не чувствительна к регистру.

Подробную информацию о наборе параметров различных процедур можно получить из интерактивной справочной системы Protel 99 SE, нажав кнопку Info в диалоговых окнах редактирования ресурсов Menu, Button или Keyboard.

Создание пользовательских серверов управления ресурсами

Все перечисленные выше операции позволяют настроить ресурсы среды проектирования Design Explorer согласно желанию пользователя. Например, можно перестроить язык командного меню или подсказок панелей инструментов с английского на русский. Однако все эти изменения будут носить временный характер и сохраняться в файле Client99SE.rcs (на случай сбоя система Protel 99 SE создает резервную копию этого файла под именем Client99SE.~cs).

При восстановлении конфигурации ресурсов по умолчанию все введенные пользователем изменения будут утеряны и операцию настройки придется повторить. Для автоматизации процесса настройки ресурсов рекомендуется использовать специальные серверы, инсталлируемые в систему стандартным образом, но не имеющие собственных процедур, а лишь изменяющие стандартный набор ресурсов.

Именно таким сервером является сервер технической поддержки Support, поставляемый компанией ЭлектронТрейд всем российским пользователям пакета Protel 99 SE.

Для создания такого сервера пользователю достаточно иметь простейший текстовый редактор (например, стандартный Блокнот системы Windows) и простейший графический редактор (например, Paint). С помощью Блокнота создаются два основных элемента сервера: файл инсталлятора и файл ресурсов). Графический редактор используется для создания иконок кнопок пользовательских панелей инструментов.

Правила создания файла ресурсов

В общем случае все элементы серверов среды Design Explorer (за исключением иконок кнопок) находятся в ее системной папке, например, C:\Program Files\Desing Explorer 99 SE\System\. Графические изображения кнопок должны располагаться в папке C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\System\Buttons. Однако, это требование не является обязательным, поэтому допускается размещать сервер в произвольной папке на любом из дисков компьютера. Отметим, что в этом случае требования к синтаксису написания файла ресурсов несколько ужесточаются, о чем будет сказано ниже.

Каждое изменение ресурсов должно описываться отдельным текстовым блоком, имеющим следующую структуру:

UpdateResource — заголовок блока

Begin — начало

Kind <тип ресурса>

Name <имя ресурса>

Action <действие>

ReferencePosition <место приложения нового элемента ресурса>

ReferenceItem <имя существующего элемента ресурса>

Description — описание изменений

Begin — начало

<элемент ресурса> <адрес иконки> <процедура со списком параметров>

<элемент ресурса> <адрес иконки> <процедура со списком параметров>

<разделитель> — разделитель, если необходим

< элемент ресурса > <адрес иконки> <процедура со списком параметров>

< элемент ресурса > <адрес иконки> <процедура со списком параметров>

End — конец действия

End — конец действия

Здесь ключевое слово <тип ресурса> может принимать одно из трех возможных значений (ToolBar, Menu HotKeyTable) и описывает тип модифицируемого ресурса. Параметр <имя ресурса> задает имя модифицируемого или создаваемого ресурса (меню команд, панели инструментов или набора горячих клавиш). Точное имя уже существующего ресурса можно получить, открыв текстовым редактором файл Client99SE.rcs.

Параметр <действие> описывает режим изменения элементов ресурсов и может иметь значения Add (добавить) или Delete (удалить). Далее с помощью ключевого слова ReferencePosition следует указать куда будет добавляться элемент ресурса (End — в конец списка, Begin — в начало списка, Before — до указанного параметром ReferenceItem элемента, After — после указанного параметром ReferenceItem элемента). Параметр ReferenceItem задает имя уже существующего элемента ресурса, которое можно получить из файла Client99SE.rcs.

Затем в блоке описания модифицируемых элементов ресурса следует указать имя нового элемента, ссылку на иконку (если речь идет о кнопке на панели инструментов) и идентификатор процедуры с перечнем всех необходимых параметров.

Пример создания пользовательской панели инструментов

Рассмотрим пример создания сервера поддержки Support, добавляющего в среду проектирования Design Explorer специальную пользовательскую панель инструментов с именем «Компоненты по ГОСТ», которая будет вызываться нажатием специальной кнопки на главной панели инструментов редактора схем, а также специальной командой меню. Данная панель значительно упрощает прорисовку принципиальных схем в системе Protel 99 SE.

Создадим в месте установки системы Protel 99 SE по умолчанию (папка C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\) новую папку Support, а в ней два новых текстовых файла Support.ins и Support.rcs. Создадим в этой папке также необходимый набор иконок в формате BMP размером 18х18 пикселей и палитрой 16 цветов. Проще всего это сделать скопировав наиболее подходящую иконку из папки Buttons и слегка ее отредактировать. Откроем пустой файл Support.rcs с помощью блокнота и начнем описание ресурсов которые должны быть изменены в ходе инсталляции данного сервера.

Сначала опишем саму новую панель инструментов.

Toolbar 'Компоненты по ГОСТ' 'Floating' 100 400

Begin
     Button 'C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\
          Support\Resistor.bmp'  'Sch:PlacePart(PartType
          =100k|LibReference=РЕЗИСТОР|Design=\Support\
          Support.ddb|Library=\Библиотеки по ГОСТ\
          Резисторы.lib|Orientation=0|Designator=R?|
          $Description=Резистор постоянный простой)'
     Button 'C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\
          Support\Resistor0050.bmp'  'Sch:PlacePart(
          PartType=100k|LibReference=РЕЗИСТОР_0_05_ВТ|
          Design=\Support\Support.ddb|Library=\
          Библиотеки по ГОСТ\Резисторы.lib|Orientation=0|
          Designator=R?|$Description=Резистор
          постоянный 0.05 Вт)'
     Separator
     Button 'C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\
          Support\Resistor0125.bmp'  'Sch:PlacePart(
          PartType=100k|LibReference=РЕЗИСТОР_0_125_ВТ|
          Design=\Support\Support.ddb|Library=\
          Библиотеки по ГОСТ\Резисторы.lib|Orientation=0|
          Designator=R?|$Description=Резистор
          постоянный 0.125 Вт)'
     Button 'C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\
          Support\Resistor0250.bmp'  'Sch:PlacePart(
          PartType=100k|LibReference=РЕЗИСТОР_0_25_ВТ|
          Design=\Support\Support.ddb|Library=\
          Библиотеки по ГОСТ\Резисторы.lib|Orientation=0|
          Designator=R?|$Description=Резистор
          постоянный 0.25 Вт)'
End

Данный блок описывает панель инструментов «Компоненты по ГОСТ», не привязанную ни к одной стороне окна среды проектирования (Floating) и расположенную в позиции 100 точек вправо по оси X и 400 вниз точек по оси Y от левого верхнего угла этого окна (рис 6).

 

Рис 6. Пользовательская панель инструментов «Компоненты по ГОСТ»

Все эти данные приведены в первой строке блока. Далее следует описание четырех кнопок, вызывающих процедуру размещения компонента. Рассмотрим описание одного из элементов ресурса более подробно.

Button — говорит о том, что элементом ресурса является кнопка;

'C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\Support\Resistor.bmp' — дает полный путь для загрузки иконки для данной кнопки. Если указать только имя файла иконки без полного пути, то система будет пытаться найти иконку в папке C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\System\Buttons\

Далее следует описание исполняемой процедуры с перечислением параметров в круглых скобках и символом «|» в качестве разделителя.

Sch:PlacePart — имя процесса Place Part из состава сервера Sch;

PartType=100k — номинал резистора по умолчанию;

LibReference=РЕЗИСТОР — имя компонента в библиотеке;

Design=\Support\Support.ddb — база данных, содержащая нужную библиотеку;

Library=\Библиотеки по ГОСТ\Резисторы.lib — имя библиотеки, содержащий нужный компонент;

Orientation=0 — ориентация компонента в градусах (допускаются значения 0, 90, 180, 270);

Designator=R? — позиционное обозначение по умолчанию;

$Description=Резистор постоянный простой — подсказка, появляющаяся при наведении указателя мыши на данную кнопку;

Аналогичным образом описываются другие кнопки панели, при необходимости с помощью ключевых строк Separator добавляются разделители. Завершается блок строкой End. Отметим, что в папке с создаваемым сервером должна присутствовать база данных проекта Support.ddb, содержащая библиотеку Резисторы.lib в папке Библиотеки по ГОСТ.

Далее создадим блок, описывающий добавление на главную панель инструментов редактора схем новой кнопки, включающей или выключающей панель «Компоненты по ГОСТ» (рис 7).

 

Рис 7. Кнопка включения панели инструментов «Компоненты по ГОСТ».

UpdateResource

Begin
    Kind ToolBar
    Name SchematicTools
    Action Add
    ReferenceItem 'C:\PROGRAM FILES\DESIGN EXPLORER 99 SE\
          SYSTEM\BUTTONS\WIRTOOLS.BMP' *
    ReferencePosition After
    Description
    Begin
      Button 'C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\
          Support\TransistorPNP.bmp' 'Client:
          CustomizeResources(ToggleToolbar=Компоненты
          по ГОСТ|$Description=Включить/выключить
          панель Компоненты по ГОСТ)'
    End
End

Данный блок предписывает на панель инструментов SchematicTools добавить после кнопки с иконкой WIRTOOLS.BMP новую кнопку с иконкой, расположенной по адресу C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\Support\TransistorPNP.bmp. Новая кнопка будет переключать режим отображения панели «Компоненты по ГОСТ» (параметр ToggleToolbar) с помощью процедуры CustomizeResources сервера Client.

Включение или выключение панели инструментов можно выполнять с помощью специальной команды меню, которую следует описать аналогичным образом.

UpdateResource

Begin
    Kind Menu
    Name SchematicMenu
    Action Add
    ReferencePosition After
    ReferenceItem 'Di&gital Objects' *
    Description
    Begin
         MenuItem 'Компоненты по ГОСТ' 
             'Client:CustomizeResources(ToggleToolbar
             =Компоненты по ГОСТ|$Description=
             Включить/выключить панель Компоненты по ГОСТ)'
    End
End

Здесь новая команда добавляется в меню редактора схем (параметр SchematicMenu) после уже существующей команды Digital Objects в меню View -> Toolbars. Обратите внимание, что здесь приводится имя пункта ресурса «Di&gital Objects» в точном соответствии с его описанием в соответствующем сервере, в частности, здесь присутствует символ «&», назначающей данной команде горячую клавишу G (в меню она будет подчеркнутой).

 

Рис 8. Команда меню включения панели инструментов «Компоненты по ГОСТ».

После сохранения файла support.rcs следует подготовить файл инсталляции пользовательского сервера. Для этого с помощью Блокнота откроем файл support.ins в введем в него следующий текст:

ClientInsFile 0.0
EditorExePath 'ADVSCH.DLL'
EditorName 'Support'
EditorDescription 'Поддержка от компании ЭлектронТрейд'
Version           'Версия 1.1.2'
Date              '1 Сентября 2001 г.'
HelpAboutInfo     'Данное программное обеспечение
     распространяется в рамках технической поддержки
     лицензионным пользователям системы Protel 99 SE.'
CopyRight         'Copyright © ElectronTrade 2001, Потапов Ю.В.'
EditorToolbar     'Sch'    'Компоненты по ГОСТ'  'OFF'

В строке EditorExePath задается имя библиотеки, откуда будет взята иконка для отображения в списке установленных в систему серверов. Строка EditorName задает имя сервера. Далее идет список необязательных параметров, которые будут отображаться при вызове справки About при нажатии правой кнопки мыши на данном сервере в окне EDA Servers. Самая последняя строка файла является очень важной, так как предписывает системе подключить панель инструментов «Компоненты по ГОСТ» к редактору схем (параметр 'Sch') и по умолчанию она должна быть в выключенном состоянии (параметр 'OFF').

 

Рис 9. Вид окна About нового сервера.

После сохранения данного файла остается проинсталлировать сервер в среду Design Explorer. Для этого следует:

1. Выполнить команду меню Client menu -> Servers. Появится окно EDA Servers, в котором показаны все установленные в настоящий момент серверы.

2. Нажать кнопку Menu и в появившемся списке выбрать команду Install. Появится диалоговое окно открытия документа.

3. Выбрать нужную нам папку и инсталлятор соответствующего сервера support.ins и нажать кнопку Открыть.

4. Выполнить двойной щелчок левой кнопкой мыши на значке сервера Support и обновить ресурсы системы нажатием на кнопку Default в появившемся окне Server.

 

Рис 10. Ручная инсталляция нового сервера в среду проектирования Design Explorer 99 SE.

В строке Status, расположенной в нижней части диалогового окна EDA Servers, подтверждается корректность инсталляции выбранного сервера, а также его текущее состояние. Так сервер не содержит программного кода, лишь управляет ресурсами его не обязательно запускать или останавливать. Удаление сервера из системы производится с помощью команды Remove из меню, появляющегося при нажатии кнопки Menu в окне EDA Servers.


Автоматическая инсталляция сервера

В некоторых случаях необходимо выполнить автоматическую инсталляцию сервера обновления ресурсов в среду проектирования Design Explorer. Так работают модули Service Pack обновления автоматического обновления системы Protel 99 SE.

Для автоматической инсталляции сервера в систему необходимо с помощью внешней программы инсталляции открыть файл Client99SE.ini, расположенный в папке Windows, и в его конец добавить две строки (применительно к созданному ранее серверу):

[New Servers]
Support=C:\Program Files\Design Explorer 99 SE\Support\Support.ins

При первом же запуске системы Protel 99 SE, данный сервер будет найден и автоматически проинсталлирован в систему, а указанная строка перезаписана в нужное место. После этого с данным сервером можно производить все стандартные операции (восстановление ресурсов, деинсталляцию и т.д.)

Заключение

В данной статье показаны возможности пользовательской настройки интерфейса системы проектирования печатных плат Protel 99 SE. В настоящее время такие настройки не реализованы ни в одной системе проектирования, что дает системе Protel явное преимущество по адаптации ее к российским стандартам и принятой здесь методологии проектирования.

Статьи
Выбор устройства Клин-Бондерa
Josef Schmidl, Palomar Technologies
Журнал EDA Expert
Архив журнала, посвященного обзору информации о системах проектирования электронных устройств (EDA)